На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Поэзия и природа

35 подписчиков

Вольные размышления о японском сонете.

Удивительная всё-таки вещь - японский сонет. Само название жанра звучит как оксюморон. Это что-то есть, как экзотический цветок, выведенный в экспериментальной оранжерее сетевой словесности,. только он смог не только пустить корни в открытом всем непогодам грунте, но и буйно разрастись на самых разных литературных сайтах, размножаясь как семенами, так и побегами.

Попробуйте сами- это, в сущности, доступно любому, кто владеет пером и обладает толикой вкуса. Всего десять строчек почти ни о чем - ну. Теперь сонеты имеются на любой вкус. Пейзажные, философские, любовные, просто лирические и даже несколько хулиганские. Сольные, парные и коллективные - по характеру авторского исполнения. Одиночные и циклические. Рифмованные и безрифменные. Строго следующие установленному канону и отклоняющиеся от него в ту или иную сторону. Силлабо-тонические или чисто силлабические. С картинками и без оных. И так далее. Каюсь: сам грешен. Поддался соблазну. Очень уж тянуло испытать новую форму на прочность. Попробовать так и этак, экспериментируя то с ритмикой, то с лексикой, то с самой формой, замыкая ее в кольцо "венка" или, наоборот, выпуская на просторы верлибра. Но ведь не я один. И правда здорово!!!! Было бы несправедливо утверждать, будто органичный сонет (или рондель, триолет, виреле, газель, хокку, лимерик) на русском языке невозможен. Однако твёрдые формы в русской поэзии, созданные не как переводы или стилизации, в большинстве своём производят впечатление несколько искусственных, даже если написаны виртуозно с точки зрения техники и безупречно в смысловом отношении.
И дело тут, видимо, заключается не в сопротивлении заимствованной формы нашему языковому материалу и его интонационному строю, а во внутреннем, подчас неосознаваемом, нежелании нашего разума не просто подчиняться канону, но делать это легко и естественно. Следовать японскому прообразу, где каждый слог может обозначать почти самодостаточное понятие, на русском языке невозможно. Мы просто не мыслим слогами, за исключением междометий и местоимений. Но ведь, считая слоги, приходится учитывать и их наполнение, как фонетическое, так и чисто визуальное! Возьмем пятисложник, начинающий некое потенциальное хокку. "Вдруг взмыла птица"... Формально - возможно, по сути - нет: нагромождение согласных сразу же убивает образ полёта. Птица получается грузная, шумная и неуклюжая. "Взлетела птица" или "Птица взлетела" - немногим лучше: звучит слишком нейтрально, есть констатация факта, но нет образа. А собственно, о какой птице идет речь? Если поэт сумеет ее разглядеть, он, быть может, найдет и подходящие слова. Крошечная она или огромная, вспорхнула она почти беззвучно или с криком и грохотом, был ли причиной внезапного взлёта испуг или поединок с соперником... Точность и самодисциплина. Это то, что нам обычно не нравится. Но без чего невозможны ни сборка микропроцессоров, ни игра в шахматы, ни написание японских сонетов. Восточная культура - как ни банально звучит - основана на каноне. Поэзии вполне уютно внутри него, и он нисколько не мешает самовыражению в добровольно принятых рамках. При этом личность не имеет особого значения. Ведь то, что ценится в поэтическом взгляде на мир - тонкость ощущений, умение примечать неожиданные детали, способность метафорически связывать несопрягаемое - больше относится к общим свойствам души и ума, нежели к индивидуальным особенностям конкретного человека. Определенная обезличенность поэзии такого рода, видимо, затрагивает тайные струны в душе человека . Облачившись в стандартную одежду и выйдя на улицу из такой же квартиры, как у всех, ты садишься вместе со всеми в тот же транспорт и становишься одним из миллионов существ большого города, ощущая при этом отнюдь не счастливое единение с себе подобными, а скорее парадоксальное чувство полного одиночества . Японский сонет - то, что надо. Если форма соблюдена, а слова выбраны аккуратно, совсем плохо в любом случае не получится. Зато радости сколько! Капля и поток, листок и крона, песчинка и дюна... Миниатюрность формы японского сонета вроде бы взывает к самодостаточности. В десяти строчках можно сказать всё. Но пресловутая внеличностность содержания взывает к продолжению и оражению одного в другом и к выстраиванию связей второго порядка, образующих некий сверхтекст. Отсюда - интуитивная тяга к созданию циклов или диалогических цепочек. Процесс может быть почти бесконечным, поскольку никаких естественных ограничителей у него нет. Всё, как в блоге или на сетевом форуме, зависит лишь от желания пишущего или его собеседников. Кто-то отзовется на первое хокку, кто-то на второе, кого-то живо заденет концовка... Визуально всё это напоминает размножение делением, свойственное простым организмам или органическим веществам. Японский сонет- это очень русский по духу феномен. Наверное, от некоторых написанных по-русски японских сонетов не отказались бы и сами японцы. Если б могли их прочесть. А главное - если бы захотели.

наверх